Сведение музыки, мастеринг музыки,
создание музыки, технологии обработки звука,
практические советы и рекомендации

Для того чтобы бас звучал хорошо ему нужно пространство!  Любые ненужные низкочастотные звуки забирают пространство у баса, которое необходимо ему для чистоты звука. По этой причине, используйте обрезной НЧ-фильтр (lo-cut) на каждом треке!

Если вы записываете электрический бас своими силами, установите на него новые струны и установите расстояние между грифом и струнами на максимально разумное расстояние, для того чтобы струны вибрировали свободно без каких-либо посторонних звуков.

Для записи «живого» баса также важно хорошее оборудование, по меньшей мере хороший DI-BOX.
Так же используется компрессор для управления шлепком, и таким образом, определением начала каждой ноты. Более того, степень компрессии контролирует баланс между мощными нотами и окончаниями, приглушенными нотами и фантомными нотами. Если исполнение партии на басу было качественным, тихие фантомные ноты могут быть вытащены с помощью компрессора. Однако, если на исполнение было плохим, или если фантомные ноты не создают никаких нюансов, или если они тонут в миксе, вы можете вырезать все ненужные части вручную.

Чтобы бас «качал» — длительность нот имеет большое значение, особенно в связи с большим барабаном. Длительность нот контролируется способностью и умением музыканта заглушать звук. Для многих басовых партий звук должен заканчиваться на сильной доле, особенно на доле малого барабана, преимущественно на 2-й и 4-й четвертной доле, что обеспечивает эффект «качания». С помощью инструмента «ножницы» легко можно отредактировать партию баса.

Бас всегда размещается в центре панорамы из-за того что он обладает большим количеством низких частот. Необходимо уделять особое внимание, правильному стерео-балансу сигналов с синтезаторов или VST-инструментов, потому что несбалансированный по панораме бас вызывает общий дисбаланс левой и правой сторон. Для отслеживания этого используйте гониометр или пик-метр, и проигрывайте сигнал в соло. Решение проблемы заключается в небольшом сужении ширины стереобазы и изменении баланса для того чтобы сдвинуть основной вес в центр панорамы.

Эквализация бас-гитары.

Бас может быть обработан обрезным НЧ-фильтром (lo-cut) только в том случае, когда фильтр имеет очень крутой спад. Крутизны спада в 36 dB на октаву может быть недостаточно для очень низкого баса и этот фильтр будет нежелательно подавлять низкочастотную составляющую из полезного диапазона выше 32 герц.

Некоторым бас-гитарам, у которых недостает низкочастотной составляющей, можно помочь, увеличив уровень сигнала от 40 до 80 Гц со средним значение добротности (Q).

Если бас-гитара стремиться занять место у других инструментов, вы можете уменьшить уровень нижней середины между 120 и 350 герцами.

Участок между 800 и 1200 герцами отвечает за «гнусавость» и «деревянность» звука бас-гитары, а также он отвечает за тональное определение. Выше этих частот находится только несколько гармоник, а также звук ладов и движения пальцев.

Использование компрессора для бас-гитары.

  • Ограничение динамики сигнала вырезает сильные пики, что даёт в итоге ровный сигнал.
  • Создание сустэйна для длинных, протяжных нот. Этот вид компрессии особенно популярен в медленных песнях. Большое, устанавливается по темпу, значение времени отпускания (Release) гарантирует, что уровень, уменьшенный компрессором при его срабатывании, будет медленно возвращаться к исходному значению, прежде чем компрессор сработает опять и уменьшит усиление. Вы можете создать длинный, протяжный звук для инструмента, который такими качествами исходно не обладал.
  • Усиление тихих призвуков с помощью малого значения времени отпускания (Release). Этот способ применения исключает возможность увеличения сустейна, о которой было сказано ранее.
  • Усиление ритмического определения и перкуссионности звука бас-гитары при помощи больших значений времени атаки (Attack).

Бас и реверберация?

В обычной поп-музыке бас-гитара — это тот инструмент, который обрабатывается наиболее деликатно и практически неслышимо с помощью реверберации перкуссионного ревербератора, что подчеркивает общность барабанов и баса. Применение небольшой реверберации особенно популярно для безладового баса. В других случаях, реверберация баса зависит от конкретного стиля.

Использование многополосного компрессора для бас-гитары.

В особых, отдельных случаях вы можете использовать многополосный компрессор с функцией экспандера для увеличения уровня определенного частотного диапазона некоторых инструментов.

В случаях, когда обычный компрессор не может увеличить громкость фантомных нот, чтобы сделать их слышимыми в общем миксе, я использую компрессор Steinberg Multiband Compressor (штатный) путем включения его в разрыв копии басового трека, где он увеличивает определенный частотный диапазон как экспандер. Вы можете установить этот плагин в режим «соло» выбранного частотного диапазона, так что будет пропущен только интересующий частотный диапазон и будет смикширован вместе с другими каналами.

Это средство спасения может быть применено и к другим инструментам, где требуется особенная степень редактирования.

Удвоение басовых треков.

Удвоение басовых треков без сомнения начинается с записи одного сигнала с DI-BOX устройства, и второго — через басовый усилитель и микрофон, что в итоге дает широчайшие возможности для дальнейшего сведения. Если такое разнообразие недоступно, можно сэмулировать такую возможность с помощью копирования трека с бас-гитарой, применяя разную обработку к каждой копии и микшируя их вместе снова. И так как звук баса также состоит из 2-х составляющих — низа и верха, может оказаться удобным в некоторых случаях сфокусироваться в одном треке на низких частотах, а в другом — на тональном восприятии.

Такая двойная обработка может дать очень интересные результаты и также способна спасти от большого количества проблем с басом.

Фазовый эффект, как результат различной эквализации обоих частей, также уплотняет звук. Сдвоенные треки бас-гитары обеспечивают необходимое условие для добавления к басу фазовых эффектов, таких как: хорус, флэнджер и другие.

Оставьте низкочастотный бас-гитарный трек без эффекта, и установите подавление высоких частот при помощи несильной эквализации с крутизной 12 или 24 dB на октаву, начиная, например, со 180 герц. С другой стороны, на втором треке примените крутой обрезной НЧ-фильтр (lo-cut) и установите модуляционный эффект в его разрыв. В этом случае, вы получите ясный моно-бас без фазовых проблем и полноценный модуляционный стерео-эффект.

________________

Спонсор поста:

Хотите узнать устройство мягкой кровли? На сайте компании «Гидрол-Руфинг» можно не только узнать но и заказать ремонт, разработку и установку новой кровли.

________________

8 комментариев: Запись бас-гитары и обработка.

  • что касается записи баса и особенно то на основании чего делатся выводы по поводу обработки. Мое личное замечание : если вы мониторите звук в маленькой комнатушке на компьютерных колоночках или сидите в большом помещении слушая студийные мониторы где в каждом стоят по два 18″ драйвера будет ли разница в принимаемых вами решениях по поводу эквализации, скажем или той же реверберации?
    Если вы не чувствуете разницу звучания между бас гитарой и контробасом, что можно намастерить в басу.
    я понимаю, что большинство слушает музыку на музыкальных балалайках где от баса остаются только гармоники, но все же?

    • Честно сказать с трудом понимаю ваш вопрос.
      Дать ответы на все случаи сведения музыки НЕ возможно. Я привожу только общие рекомендации не более. А если дело касается частного случая, то этот случай взят из моей практики.

  • Кстати, порой неплохо звучит ревер только на «высокочастотном» треке.
    вопросы есть..
    1. Чем делать low-cut, какие посоветуете эквалайзеры VST с достаточно крутым спадом? Знаю только один: Rs-Met EngineersFilter, но он подтормаживает =(
    2. В чем ценность-то микрофонного сигнала с комбика? Что от него следует добавить к дибоксовому сигналу? Мне в целом не очень понятно что с ним делать

    Спасибо за статьи!! Очень полезный ресурс.

    • В ревербераторе лучше срезать всё что до 1000 Гц, что бы ревер звучал хорошо.
      Попробуй эквалайзер Sonnox Oxford. В нём отличный low-cut.
      Я не понял вопрос про микрофон и комбик, расскажи конкретнее что куда подключаешь и что хочешь получить в результате.

  • Пишем бас (jazz bass с активными датчиками) в 2 канала — прямой сигнал с директ-бокса (включен в разрыв между гитарой и комбом) и сигнал с микрофона, который снимает басовый комбик. Отдельно прямой сигнал звучит немного формально, сигнал с микрофона получается поживее, шумнее, но не такой «основательный». Если смешиваю — получается как-то мутно, даже если разделить сигналы по частотам. Понимаю, что могут быть какие-то проблемы с фазой сигналов, и пробовал понемногу смещать «микрофонный» сигнал назад с помощью Delay в панели трека (Cubase SX3), но хорошего результата не получил. А хочу я в итоге сохранить преимущества обоих сигналов, но пока получается каша

    • Алексей, есть мнение что вы верно начали крутить EQ, но просто не довели дело до конца.
      1. Тут действует принцип, схожий со строем басс-бочки в сочетании с триггером, когда пологим шелфингом уже после поканальной настройки из микрофона прибирают низ, а из триггера неестественный верх, таким образом сочетая низкочастотный жир из триггера и естественный щелчок инструмента, снимаемый микрофоном.
      То есть вы раскачиваете низ из линейного сигнала, и добавляете естественную читаемость струн баса, при этом стоит отдельно поработать с сч-вч эквализацией комбика и хорошенько прокачать сигнал компрессией. Не стоит забывать, что чрезмерная коррекция эквалайзером ничего хорошего тоже не делает, поэтому срез делается на тоненького.
      Если позволяет патч, то неплохо уже сведенный сигнал двух каналов закомпрессить группой, это может дать неожиданно положительный результат при должном старании) Поясните, что конкретно вы крутили….Удачи вам.

  • Бас на самом деле не такой уж и бас, на самом деле, бас — это низкая середина, настоящий бас — это бочка, бас тоже необходимо резать по низам где-то на 80 герцах и на 5 килогерцах по верхам, по сути всё что выше и ниже просто грязь и бесполезная нагрузка в миксе.

    • Михаил, диапазон бас гитары начинается от Ми контроктавы, а это 41.20 Гц. Обрезав ниже 80 Гц Вы потеряете целую октаву полезных нот! И то, это для классического строя… Если присутствует струна Си, то полезная частота в диапазоне понижается до 30.87 Гц. А низкие частоты на бочке нужны не во всех музыкальных стилях…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Видео курс, БЕСПЛАТНО!
Сведение и мастеринг музыки от А до Я.

Видео-курс: "Сведение и мастеринг музыки от А до Я". (БЕСПЛАТНО)

ПОДРОБНЕЙ


Мои композиции
Реклама

занятия для детей

cyprusrusschool.com